Кино экспресс

Главная страница » Статьи » Рождение Новой Америки

Рождение Новой Америки

30.05.13 | Статья | Кино экспресс

День Судной ночи


Джеймс ДеМонако по праву может считаться ветераном мрачных сценариев — его перу принадлежат идеи таких фильмов, как «Переговорщик» (The Negotiator, 1998) и «Нападение на 13-й участок» (Assault on Precinct 13, 2005). На то, чтобы написать сценарий фильма «Судная ночь» (The Purge, 2013), его подвигла цепь невероятных событий. А началось все с того, что Джеймс и его жена едва не стали жертвами безумного водителя. «У него было перекошено лицо от гнева, — вспоминает ДеМонако. — Уж не знаю, что там произошло. Я хотел выйти из машины, чтобы успокоить его, а жена усадила меня обратно. Когда мы отъехали на достаточное расстояние, она повернулась ко мне и сказала: „Как было бы здорово, если бы такие дни случались лишь раз в году". Тогда мне эта мысль показалась ужасной. Особенно ужасно было слышать это от доктора. Но эта идея надолго засела у меня в мозгу».
Спустя несколько лет ДеМонако обосновался в Торонто, работая над очередным фильмом. Как-то ночью он вполглаза смотрел телевизор и исподволь заметил, что в новостных сюжетах куда меньше насилия, чем в аналогичных американских передачах. Неожиданно для самого себя он понял, что средства массовой информации в США пичкают зрителей, слушателей и читателей невообразимым количеством историй о различных проявлениях насилия. Ему стало интересно — является ли Америка уникальной в этом отношении… или американцы просто одержимы подобными историями и жаждут о них узнать, услышать и прочитать? Мысли увязались в одну цепочку, и родилась идея о том, каким могло бы стать наше общество в недалёком будущем.

Как можно без труда заметить по его прошлым сценариям, особый интерес у ДеМонако вызывает исследование отношений, которые культивируются и видоизменяются в результате актов агрессии. Как и многие из нас, в детстве он «глотал» такие романы, как «Лотерея» (The Lottery, 1949) Ширли Джексона и «Самая опасная дичь» (The Most Dangerous Game, 1924) Ричарда Коннелла. «Мне хотелось привлечь внимание общественности к проблеме насилия в США, — объясняет режиссёр. — В нашем фильме многие темы, так или иначе, касаются этой проблемы. В какой-то степени идею фильма нам подсказал ураган „Катрина" и то, как правительство отреагировало (а точнее — не отреагировало) на последствия катастрофы. Тут можно вспомнить и о нашем отношении к представителям низших слоёв населения, и ещё много о чем».

ДеМонако и Себастьен Лемерсье на протяжении трёх лет работали над сценарием. За это время они тщательно продумали, какой путь проделал каждый из персонажей, и как «Судная ночь» повлияла на каждого члена семейства Сэндинов. Режиссёр и продюсер задались целью задать общую тональность истории, чтобы она напоминала больше психологический триллер, нежели научную фантастику. «Себастьен очень помогал мне, целиком и полностью разделяя моё видение истории, — говорит ДеМонако. — Только заручившись его поддержкой, мне удалось довести сценарий до идеального состояния. И копию именно этого сценария мы в итоге представили на суд студий Blumhouse Productions и Platinum Dunes».

В сценарии ДеМонако описал Новую Америку. После долгих попыток снизить уровень преступности правительство, наконец, нашло панацею. Теперь безработица держится на уровне всего одного процента, а количество людей, живущих за чертой бедности, никогда не поднимается выше пяти процентов. Хотя правительства, каким мы привыкли его видеть, больше не существует вовсе. Представители нового режима называют себя отцы-основатели Новой Америки (ООНА). Основатели предложили легализовать одну ночь в году, когда любой мог выйти на улицу и совершить любое мыслимое преступление без каких бы то ни было последствий со стороны властей. ООНА провели немалую работу, ратифицировав двадцать восьмую поправку к Конституции США, лишающую американцев всех прав на время судной ночи.

Каждый год с семи часов вечера 21 марта до семи часов утра 22 марта Америкой правит беспредел.

Жизни пятерых человек, с которыми зрители познакомятся в начале фильма, 21 марта 2022 года, изменятся раз и навсегда. ДеМонако представляет продавца охранных систем Джеймса Сэндина. В этот день он возвращается с работы, чтобы провести ставший привычным ежегодный ритуал — превратить дом в непроницаемую цитадель. Сразу после ужина объявляется начало Судной ночи. Джеймс активирует установленную по периметру дома охранную систему, и Сэндины усаживаются в тишине, чтобы переждать безумие, творящееся на улицах… Во всяком случае, таков был их незатейливый план.

Спустя несколько минут, проведённых в полной изоляции от внешнего мира, юный Чарли смотрит на монитор камеры наблюдения и видит незнакомца, который бежит по улице и истошным голосом просит о помощи. Чарли в панике. Как он может остаться безучастным к судьбе несчастного, которого того и гляди растерзают на части? Но если он решится помочь незнакомцу, его собственная семья уже не будет в безопасности! В конце концов, мальчик принимает решение, отключает охранную систему и пропускает незнакомца в дом. Это и становится катализатором всех дальнейших трагичных событий. Незнакомец оказывается бездомным, которого выбрала в качестве жертвы группа отморозков, скрывающих свои лица под масками. Ими верховодит весьма вежливый и обходительный лидер.

Всерьёз намеренная кого-то убить этой ночью банда отказывается покидать дворик дома Сэндинов, пока им не выдадут незнакомца. Перед Джеймсом и Мэри встаёт непростой выбор. Должны ли они следовать требованиям собственных морально-нравственных норм и защищать незнакомца? Или имеет смысл выставить его на крыльцо, прямо в руки оголтелых людей с автоматами и тесаками наперевес? Пока Сэндины пытаются решить эту дилемму, зрители получают некоторую передышку, чтобы задаться тем же вопросом — как бы они поступили на месте несчастного семейства, оказавшегося во власти обстоятельств?

Сценарист задумывал этот фильм, как остросюжетный триллер с бюджетом, гарантирующим полную свободу творчества. Не удивительно, что когда дело дошло до съёмок, ДеМонако пожелал сам занять режиссёрское кресло. В 2009 году Лемерсье и ДеМонако отдали сценарий на суд Джейсона Блума, который был известен благодаря весьма удачной франшизе «Паранормальное явление» (Paranormal Activity) и другим малобюджетным проектам, таким как «Астрал» (Insidious, 2010) и «Синистер» (Sinister, 2012) . Блум специально открыл собственную продюсерскую компанию, чтобы режиссёры имели возможность рассказывать свои истории так, как они их видят. «На нашей первой встрече Джеймс рассказал, что написал сценарий о том, какой могла бы стать Америка в ближайшем обозримом будущем, — вспоминает продюсер. — По законам Судной ночи преступники и бедняки убивали друг друга, а представители высшей касты избавлялись от отбросов общества. Мне эта идея показалась очень интересной».

Блум очень внимательно относится к каждому новому проекту, который попадает ему в руки. Обычно он предпочитает работать с опытными режиссёрами и пытается ограничить производственный процесс достаточно сжатыми временными рамками. Отчасти поэтому трио Блума, ДеМонако и продюсера Майкла Бэя из Platinum Dunes было идеальным для «Судной ночи». «Среди всех прочих плюсов, которые привнесла компания Platinum Dunes, пожалуй, самым главным было то, что наша модель не была нарушена, — объясняет Блум. — Для Джейсона это был всего лишь второй опыт режиссуры. Поэтому нам был просто необходим опытный продюсер (Бэй) и альтернативная продюсерская студия (Platinum Dunes). Таким образом, мы могли быть уверены в том, что нам недостатка в ресурсах мы испытывать не будем».

Сжатые сроки производственного периода могут напугать многих режиссёров. Однако ДеМонако был более чем доволен съёмочным процессом и полученным результатом. «Картина отлично укладывается в отведённые продюсерами бюджет и сроки, — считает он. — А некоторые ограничения лишь стимулировали у нас повышение эффективности и поиск творческих решений поставленных задач. В итоге, у нас на съёмочной площадке сформировалась отличная команда».

Со своей стороны Майкл Бэй, Эндрю Форм и Брэдли Фуллер сняли немало впечатляющих фильмов с весьма умеренным бюджетом. Картины Platinum Dunes нашли немало поклонников. Будь то успешные ремейки классических ужастиков «Ужас Амитивилля» (The Amityville Horror, 2005), «Техасская резня бензопилой» (The Texas Chainsaw Massacre, 2003) и «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, 2010) или последняя совместная работа со студией Universal Pictures (под баннером Rogue) «Нерожденный» (The Unborn, 2009) — трио продолжает вызывать живой интерес зрительской аудитории своим нестандартным подходом к триллерам и фильмам ужасов.

Недавно партнёры приняли решение перейти на новую систему работы компании — ту, в которой преуспел Блум. «Джейсон создал отличную модель производства малобюджетных фильмов, какой не может похвастаться ни один другой продюсер, — считает Бэй. — Когда мы представили проект „Судная ночь" в Universal, руководство студии без сомнения подкупило то, что мы готовы снять этот фильм за малые деньги. А впечатляющая производственная линейка нашей компании помогла убедить в том, что „Судная ночь" — рациональное инвестирование средств».

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны