Кино экспресс

Главная страница » Статьи » Тихоокеанский рубеж

Тихоокеанский рубеж

08.07.13 | Статья | Кино экспресс

Pacific Rim (2013)


11 июля на российские кинотеатры обрушится премьера грандиозного фантастического экшена Гильермо дель Торо «Тихоокеанский рубеж» (Pacific Rim; 2013), который обещает вернуть интерес к гигантским монстрам — кайдзю.
Наследие Годзиллы

Фильмы о кайдзю можно смело назвать одним из самых ярких и экстравагантных порождений японского кинематографа. Если говорить упрощенно, то это специфический жанр фильмов-катастроф, где роль центральных персонажей отводится циклопических размеров монстрам. В числе обязательных стилистических атрибутов — вопящие от ужаса горожане, пылающие руины некогда прекраснейших мировых столиц и поединки с другими чудовищами за право уничтожить то, что осталось от человечества.

Рождение монстра

Хотя как полноценный жанр фильмы о кайдзю оформились только стараниями японских кинематографистов, интересоваться темой «гигантских монстров» на Западе начали очень давно. Самый очевидный пример — легендарный Кинг-Конг. Однако самым знаковым для жанра героем стал другой культовый персонаж и медиаикона, а именно доисторический ящер-мутант Годзилла. Дебютировал «король монстров» в 1954 году в одноименном фильме, произведенном знаменитой японской студии Toho. Основной «фишкой» ленты были ужасающие сцены колоссальных разрушений с десятками тысяч человеческих жертв, которые разъяренный монстр учинял на улицах Токио. Чтобы добиться должного уровня реализма, режиссер Исиро Хонда использовал сложный макет городского ландшафта и актера, облаченного в ростовой костюм Годзиллы, что в сочетании с качественными комбинированными съемками давало просто сногсшибательный по тем временам эффект. Лента стала настолько популярна, что двумя годами позже она была перемонтирована и частично доснята специально для американского кинорынка, где тоже не прошла незамеченной. Бешеный успех Годзиллы объяснялся не только весьма впечатляющими на то время спецэффектами и лихим фантастическим сюжетом, но и актуальной проблематикой. Созданный по сути радиацией, могучий монстр воплощал собой понятный каждому страх японского народа перед ядерной энергией, да и замешательство всего человечества в целом, которое после двух кровопролитнейших мировых войн вдруг обнаружило технический прогресс силой неподконтрольной, а порой и враждебной.

Звезды голубого экрана

С тех пор гигантские чудовища стали частыми гостями на японских киноэкранах. Несмотря на гибель Годзиллы в финале первой же части, полюбившегося публике монстра быстро вернули к жизни и в многочисленных продолжениях обращались со «звездой» куда бережнее. Не дремали и конкуренты. Daiei Motion Picture Company, давний соперник Toho, запустила серию фильмов о Гамере, защитнице и покровительнице Вселенной. Сценаристы и дизайнеры студии постарались на славу — образ саблезубой огнедышащей черепахи, в панцирь которой вмонтированы реактивные двигатели, получился настолько ярким и по-хорошему сумасшедшим, что сумел отбить часть аудитории у Годзиллы.

С просто безумной скоростью жанр продолжал набирать популярность на японских островах. В ближайшие десятилетия бестиарий кайдзю-фильмов пополнили орды самых невообразимых монстров. Гигантская бабочка Мотра, птерозавр Родан, кровожадный марсианский дракон Король Гидора, грязевой монстр Дагара и даже агрессивный продукт скрещивания генетического материала Годзиллы и растения по имени Биоланте — фантазия сценаристов буквально не знала удержу.

Японское нашествие

Западные кинематографисты с большим интересом восприняли идеи японских коллег. Еще в шестидесятых годах свет увидели «Смертельный богомол» (The Deadly Mantis; 1957) и «Атака 50-футовой женщины» (Attack of the 50 Foot Woman; 1958) Нэйтана Юрана, а много позже этого сам Спилберг назвал кайдзю-фильмы главным источником вдохновения при работе над серией «Парк Юрского периода» (Jurassic Park; 1993). Бессчетное число раз мотивы кайдзю-фильмов обыгрывались в комичном ключе — начиная с «Футурамы» (Futurama; 1999) и «Робоцыпа» (Robot Chicken; 2005) и заканчивая полнометражными мультфильмами «Франкенвини» (Frankenweenie; 2013) и «Монстры против пришельцев» (Monsters vs Aliens; 2009).

Попытку представить кайдзю американскому зрителю предпринял Роланд Эммерих, сняв своеобразный ремейк «Годзиллы» (Godzilla; 1998). От привычного образа монстра он не оставил и камня на камне, превратив его в некую дивную смесь игуаны и тираннозавра. Гильермо дель Торо со своим «Тихоокеанским рубежом» отнесется к жанровой традиции куда бережнее. Как это часто бывает, угроза существованию человечества пришла в его фильме, откуда не ждали. Где-то на дне Тихого океана открылся неизвестной природы портал, из которого хлынули орды кровожадных гигантских монстров. Теперь судьбу человечества будет решать почти каноничное противостояние агрессивных пришельцев и механических титанов, построенных уцелевшими людьми.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны