Кино экспресс

Главная страница » Статьи » Тропы трупов: никаких проблем

Тропы трупов: никаких проблем

09.09.14 | Статья | Елена Плахова
Тропы трупов: никаких проблем
Чем брутальнее становится кино, тем проще совершаются там убийства. Думать о том, куда девать горы трупов, явно недосуг.

Катрин Денёв поступала в таком случае просто: хрупкая и трепетная жертва врождённого невроза, она складировала тела убитых мужчин в ванной. Дело было в 1965 году, фильм назывался «Отвращение» (Repulsion) — с него начинал в западном кино Роман Поланский. Когда смерть наступает по тщательно разработанному плану или, напротив, по недоразумению и случайности, от трупа приходится избавляться. Это классическая эпопея, и она может занять весь фильм целиком — как во «Второстепенных людях» (2001) Киры Муратовой и «Приключениях трупа» (2001) Жан-Жака Бенекса. Перепуганная муратовская героиня всюду таскает за собой багажную сумку с телом мужа и в конце концов сдаёт её в камеру хранения, после чего номерок оказывается в руках обитателя сумасшедшего дома. У Бенекса психоаналитик обнаруживает, что его пациентка мертва, но ему никак не удаётся упокоить её — даже ночью на кладбище, которое, как выясняется, оккупировано некрофилами.

Понятно, что в мистических триллерах мертвец, в общем-то, не совсем мертвец. Но даже в черных мелодрамах — таких, как «Почтальон всегда звонит дважды» (The Postman Always Rings Twice; 1981) Боба Рейфелсона, «Просто кровь» (Blood Simple; 1984) братьев Коэн или «Подмосковные вечера» (1994) Валерия Тодоровского, — убитый норовит явиться воспалённому взору душегубцев, не желая оставить их в покое. Сколько раз это было: жена с любовником закапывают в лесу труп мужа — и как назло осечка. То лопата попалась тупая, то свидетель вынырнул неведомо откуда. Другой ходячий мотив — транспортировка трупа в багажнике автомобиля — все больше памятен по элегантным и легкомысленным французским комедиям. Одну из них, особенно блистательную, поставил Жорж Лотнер и назвал её «Никаких проблем!» (Pas de probl?me!; 1975).

Зрелище неприбранного трупа располагает к юмору, пускай даже чёрному. И «Просто кровь» не единственный пример. В «Неглубокой могиле» (Shallow Grave; 1994) Дэнни Бойла компания симпатичных молодых людей во главе с Юэном МакГрегором полтора часа кряду бьётся, чтобы как следует схоронить тело: для этого его приходится аккуратно разрезать на куски. Сергей Маковецкий, замочив в «Трёх историях» (1997) Киры Муратовой соседку по коммуналке и упрятав труп в шкаф, тащит его в котельную, чтобы предать огню. Резать или жечь — для этого большого ума не надо. А вот попробуйте вывести труп из квартиры под видом мертвецки пьяного, как это удаётся Мэтту Дэймону в фильме Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли» (The Talented Mr. Ripley; 1999). Незабываемые приключения организовал мертвяку Дмитрий Месхиев в «Механической сюите» (2001): его тоже везут в поезде как надравшегося пьянчужку, потом выбрасывают в окно и, раздавленного встречным составом, доставляют в тот же морг, откуда ещё недавно вынесли. В «Королевстве» (Riget; 1994) Ларса фон Триера медики прячут отрезанную голову в холодильнике. В «Бартоне Финке» братьев Коэн и «Женщине без правил» (Crazy in Alabama; 1999) Антонио Бандераса на экране никакой расчленёнки, зато героини не расстаются со шляпными коробками размером аккурат с мужскую голову. Это, так сказать, невидимые, деликатные трупы. Вообще же самый радикальный способ избавиться от нежелательного тела — вовсе не предать его земле, а употребить внутрь. Именно так поступают наиболее продвинутые каннибалы — начиная с «Молчания ягнят» (The Silence of the Lambs; 1991) Джонатана Демме и кончая «Отелем» (Hotel; 2001) Майка Фиггиса.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны