Кино экспресс

Главная страница » Биография » Бетт Дэвис

Бетт Дэвис

11.06.13 | Биография | Кино экспресс
Бетт Дэвис — единственная актриса, избранная на пост президента Американской академии киноискусства. Неоднократный лауреат за лучшее исполнение женской роли на американских конкурсах. Прославленная во всем мире звезда. Когда в буржуазной прессе впервые решили всерьёз похвалить нашу Марецкую, о ней написали — «русская Бетт Дэвис». Было это в сороковых годах. Начало творческой биографии актрисы похоже на историю андерсеновского гадкого утёнка. В театральную школу поначалу её не приняли. «Очень сожалею, но у девочки таланта ни на грош», — сказала экзаменовавшая будущую звезду актриса Ева Ле Галльенн. Но девочка попала в другую школу и потом на сцену. Её выкинули в конце первого же сезона. Только после нескольких лет упорного труда, службы в реквизиторской, в результате случайно полученной роли выяснилось, что она — актриса. Первые пробные съёмки в Голливуде — полный провал. «Откуда вы взяли это ужасное существо?» — с такого вопроса началось знакомство Бетт Дэвис и Сэмюэля Голдуина в 1930 году. А в 1941 году он пригласил её сниматься в «Маленьких лисичках» (The Little Foxes), и до сих пор этот фильм живёт, а исследователи до сих пор пишут о Реджине — Бетт Дэвис. Семь раз её увольняли из Голливуда без права сниматься на других студиях за то, что она никак не подходила под стандарт голливудских красавиц, за то, что позволяла себе не соглашаться на дурацкую роль, за то, что отказывалась подражать звёздам-эталонам, за то, что дрянные сценарии называла дрянными. Она уехала в Англию по приглашению лондонского продюсера. Судом её вернули в Голливуд. Процесс она проиграла и разорилась. Но она выиграла право отказываться от фильмов, которых не терпела ее душа художника. Выиграла не потому, что так решил суд, а потому, что на процессе Бетт Дэвис рассказала больше, чем ожидали голливудские магнаты. Нужно было притушить скандальный резонанс у публики, которой не полагалось знать слишком много о положении актёров.
Впервые артист посмел защищать свои права — такого до сих пор пока не слышали американские судьи. Тогда осмелели и другие актёры, возникли новые процессы. В результате были отменены пожизненные контракты, закабаляющие актёра и дающие права только предпринимателям, а киноактёры многих капиталистических стран благодарили Бетт Дэвис.

Всякий раз, когда Бетт Дэвис снималась в «своей» роли, к ней приходил успех. После успеха ей казалось, что теперь уж она завоевала право работать, думая только о ролях, или, как она это называет, «честно работать», не идти на компромиссы со своей совестью, заниматься только своим сложным, правдивым и смелым искусством, не тратя себя на конфликты с продюсерами, не дёргая себе нервы из-за идиотских нападок за «характерность» и подчас жестокий реализм. Такое право завоевать ей так и не удалось. Всякий раз после блестящих ролей, невзирая на успех, снова приходилось с самого начала отбиваться от глупейших ролей и с боем брать полюбившуюся.

Даже в период расцвета Бетт Дэвис в статьях о её ролях, в беседах с кинодеятелями Голливуда, наконец, в её собственных воспоминаниях обязательно упоминается, что внешность её, как говорится, «оставляет желать». Если бы существовал человек, читавший литературу о Бетт Дэвис, но не видевший её, он безусловно представил бы себе дурнушку. Между тем Бетт Дэвис не просто привлекательна — она победительно хороша, от неё не оторвать глаз, она образец женской околдовывающей силы, которая пуще всякой красивости берет зрителя в плен. Она возникает на экране, и сразу понимаешь, что с такой женщиной все не просто. Она значительна, она — индивидуальность, она каждую секунду иная и всегда неотразимо очаровательна. Красота — дело моды, особенно в Голливуде. Подходит под стандарт, установленный для красоток на данный модный сезон, — хороша. Не соответствует эталону — дурна. А Бетт Дэвис не умещается ни в какие стандарты, она — какая есть с её огромными, странными, расширенными глазами, ежеминутно меняющимся ртом, выпуклым лбом, точёной шеей и фигурой непостижимой гибкости.

Она актриса перевоплощения, а в Голливуде женщины редко делали карьеру на таланте и умении реалистически воплощать разные характеры. Восхождение звёзд, как правило, происходит на умении играть себя, эксплуатировать собственное обаяние. Цель кинозвезды — быть образцово-соблазнительной женщиной, а не заставить думать о жизни.

В записных книжках Ильи Ильфа сказано: «Американское кино как великолепная школа проституции. Американская девушка узнает из картины, как надо смотреть на мужчину, как вздохнуть, как целоваться, и все по образцам, которые дают лучшие и элегантнейшие стервы страны. Если стервы — это грубо, можно заменить другими словами». Бетт Дэвис, конечно, не знает о существовании Ильфа, но всю свою трудную и великолепную творческую деятельность она фактически направила против того, что столь верно определил Ильф и что в тридцатых—сороковых годах приносило гонорары актрисам и доходы владельцам студии Голливуда.

Первая победа Бетт Дэвис в кино была роль Милдред в экранизации романа У. Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage, 1934). Милдред не красотка, не интеллигентна, она эгоистична, жадна и развратна. Герой романа Моэма много лет любит эту глубоко равнодушную к нему девушку, его лучший друг теряет голову в первый же час знакомства с Милдред и предаёт дружбу из-за неё. Она ничего не делает, чтобы нравиться мужчинам, но увлекает их сразу в какой-то тёмный, душный круговорот. И знает, какова её сила. Это зверь, хищный и ленивый, притягательный и отвратительный, победительный и несчастный.

В 1938 году Бетт Дэвис сыграла заглавную роль в фильме Уильяма Уайлера «Иезавель» (Jezebel, 1938), за которую получила премию «Оскар». Это женщина, которая идёт к цели любыми путями. Цель — удержать, а после неудачи — вернуть мужа. Бетт Дэвис рассказывает не о любви, которая не останавливается ни перед чем. Она раскрывает женский тип, жизненный характер и заставляет холодеть от силы женского эгоизма, мстительности, жестокого самолюбия, которое пожирает все. Но Иезавель не женщина-«вамп». Не для того Бетт Дэвис вела борьбу с зубрами американской кинематографии, отстаивала право сниматься в достойных ролях, терпела материальные невзгоды и всяческие беды, чтобы, получив интересную роль, покрасоваться в облике роковой злодейки. Реалистические принципы искусства при максимальном выявлении своей творческой индивидуальности и скрытая полемика с восславлением голливудского идеала женственности — вот что лежит в основе её великолепных созданий.

Среди молодых героинь Бетт Дэвис мы не видели женщин с добрым сердцем, слабой волей, кротких, нежных. Может быть оттого, что её первые театральные роли были «голубыми», актриса надолго получила отвращение ко всем разновидностям Золушек. Все её создания умны, горды, в чем-то противоречивы, и узнавать их интересно. В 1941 году Уайлер экранизировал пьесу Лиллиан Хеллман «Маленькие лисички». Реджина — одна из лучших ролей Бетт Дэвис. Женщина, которая чётко и безусловно знает, что все в мире, а значит, и в её жизни решают деньги. Американская Bacca Железнова, только молодая, очень эффектная, знающая, за что борется. Надо овладеть семейным капиталом. Для этого необходимо разорить братьев, свести в могилу мужа, обезличить дочь. Последовательно, умно, цинично холодно и одновременно страстно она то нападает, то выжидает, то защищается, то наносит удары. Все продумано, все рассчитано, и все лишено человеческого тепла. Она очень нарядна в этой роли. Её живописная фигура с истинно голливудским шиком вписана то во внутреннюю лестницу коттеджа, то в раму окна, то в кресло не для показа очаровательных туалетов и выхоленности Реджины. Это ещё одно доказательство бессердечия женщины, которая не забывает о туалетах в то время, когда смертельно болен муж, разваливается семья, становится чужой дочь. Она улыбается, она ласкова и весела, когда принимает делового гостя и обволакивает его милой «домашней» атмосферой. Ну как не пойти навстречу фирме, где вас принимает такая дама, очаровательная, элегантная, очень светская, нечто обещающая?

А очаровательная дама, проводив гостя, видит, как задыхающийся в сердечном приступе муж не может дотянуться до лекарства. Она выдерживает взгляд умирающего, не меняя удобной позы в кресле, не пугаясь зрелища смерти, выжидая, пока кончится агония. Бетт Дэвис не смакует зло, не утверждает его победу, как бы сильна ни была её Реджина. В финале мы видим только контур её тонкой, красивой фигуры у окна. За окном дочь, уходящая из этого дома навсегда. И такая сломленность, раздавленность, тревога в этой женской фигуре, такой страх и сомнение в ослабевшей шее и поникшей голове, что приговор ясен — Реджину ждёт крах. Должна, обязательно должна победить человечность, а не доллар.

Бетт Дэвис играла великое множество ролей, но с годами роли эти становились все мельче, фильмы, куда её приглашали, все хуже. Она расторгла контракт. Её не удерживали. И когда стало ясно, что карьера кончилась, — новый триумф в роли Марго Чаннинг «Всё о Еве» (All About Eve, 1950), а в 1956 году состоялась её блестящая победа в фильме молодого прогрессивного режиссёра «Центр бури» (Storm Center).

Великая драматическая актриса Марго. Прелестная в свои сорок лет, бескомпромиссная в искусстве, в любви, в дружбе, ни в чем не знающая предела, богемная и в то же время самоотверженная, безмерно требовательная к себе и доверчивая к другим, живущая под гнетом сознания, что ей уже сорок и скоро конец. Сыграла её Бетт Дэвис с великолепным юмором, с трагической силой, с иронией, лирикой, с необыкновенным артистизмом (нельзя не подумать об автобиографичности образа). И седая провинциальная библиотекарша в «Центре бури», отказавшаяся выбросить «красные книги». Критика промолчала, фирма пустила фильмы без рекламы, и эти непохожие одна на другую великолепные работы Бетт Дэвис ничего не изменили в её судьбе.

«Свадебный завтрак» (The Catered Affair, 1956), где Бетт Дэвис играет миссис Херли — пожилую мать в бедном семействе. Дома она живёт в двух ритмах одновременно, она размышляет, тревожится, прислушивается, ждёт — в одном ритме, и совсем в другом ритме её руки привычно и безотказно работают, моют и перетирают посуду, готовят пищу, гладят одежду, прибирают. Все это делается ловко, почти автоматически, в пугающем несоответствии с тем, что живёт в её глазах. Бетт Дэвис не показывает усталости седой миссис Херли. Но даже мы устаём вместе с ней от этого постоянного труда, плоды которого никому не видны, того самого неблагодарного домашнего труда, который незаметен и опустошающе однообразен.

Ещё в молодости Бетт Дэвис играла старух. Ей было тридцать лет, когда она не побоялась сыграть одну из своих знаменитых ролей — шестидесятилетнюю королеву Елизавету в фильме «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (The Private Lives of Elizabeth and Essex, 1939). А на съёмки фильма «Королева-девственница» (The Virgin Queen) в 1955 году она, к общему ужасу и удивлению, явилась с наголо обритой головой, потому что Елизавета I была абсолютно лысой. Но какую борьбу пришлось выдержать актрисе, чтоб добиться возможности появиться на экране безобразной и достоверной.

Обаятельная актриса Марго из «Все о Еве» снимает перед зеркалом грим после спектакля. Смазанное жиром, усталое лицо без всякой косметики. Но оно говорит об очень многом — вот какова вблизи сорокалетняя актриса, только что отдавшая зрительному залу душу, нервы, силы. Сколько же таланта, душевного богатства и женской прелести в этой женщине, если на наших глазах она освещается и становится прелестной, сияя своим ненакрашенным, лоснящимся лицом.

В большинстве ролей Бетт Дэвис безжалостна не только к внутреннему облику своих героинь, но и к их внешности. Она бесстрашно показывает их (и себя) растрёпанными, без косметики, обезображенными яростью или иной заслоняющей все страстью. Она не щадит ни их, ни себя для правды. Она ссорилась с продюсерами, желающими, чтобы на экране красивая женщина страдала и радовалась красиво, чтобы её причёска, грим, туалет оставались образцом элегантности и моды, невзирая ни на что. Иначе не полагается, иначе фильм рискует стать не коммерческим. Она отважно шла на любые конфликты за справедливость в жизни и правду в искусстве. Как писал о ней Джеймс Келли, «она перестала быть коммерческим магнитом».

Ей нельзя подражать — не получится, но учились у Бетт Дэвис многие и многие актрисы. Учились в буквальном смысле — она щедро делилась опытом с молодыми. Учились мужественности искусства, без которой немыслима женственность образа. Наверно, учились и стойкости, принципиальности, непримиримости.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны