Кино экспресс

Главная страница » Биография » Бриджит Фонда

Бриджит Фонда

13.06.13 | Биография | Кино экспресс
Фотографии не дают должного представления об этой актрисе. Она постижима лишь в движении, как сама жизнь. Необычайной выразительностью обладает не только её лицо, но и прямые мальчишеские плечи, тонкие руки, вся её хрупкая, но при этом гибкая и сильная фигура. Давно подмечено, что в её облике есть что-то британское — недаром она полюбилась английским продюсерам и режиссёрам: холодноватая грация, неброский аристократизм, мягкость и как бы неопределённость черт, какая-то волнующе-нежная, акварельная приглушённость красок.
В отличие от своей тёти Джейн, которая увлекалась политикой и, по язвительному выражению Сьюзен Сарандон, любила «забираться на танк», Бриджит предпочитает мир природы и является активисткой движения «зелёных». Её свобода, которая неуловимо присутствует на экране, не протест и не борьба, а прежде всего естественность чувств и неприятие фальши.

В детстве, случалось, её няньками были Деннис Хоппер и Джек Николсон. Однако отец, Питер Фонда, предупреждал, что с её фамилией стать актрисой не так-то просто. Бриджит была обречена на сравнение и предвзятость. Уже в актёрской школе ей заявляли, что не собираются выделять её — тем самым заранее выделяя.

Она дебютировала в фильме «Ария» (Aria, 1987). Он состоял из десяти новелл, снятых на музыку знаменитых опер. Каждую новеллу ставил известный режиссёр. Семиминутная часть, в которой играла Бриджит, шла под музыку из «Тристана и Изольды» (Tristan und Isolde, 1857—1859), а поставил её англичанин Фрэнк Роддэм. Сюжет был простой: в одном из отелей Лас-Вегаса героиня занимается любовью в ванной, а затем вскрывает себе вены. Актриса снималась совершенно раздетой. «Арию» дружно обругали, но семиминутку с юной Фондой отметили. Бриджит объявили восходящей порнозвездой. Она была несколько удивлена: ведь она не просто демонстрировала своё тело, а играла несчастную любовь, от которой умирают.

Необычность её карьеры уже в том, что она упорно утверждалась в стороне от голливудских павильонов и словно опасалась коммерческих предложений. Как-то раз, например, её пригласили на главную роль в фильме «Невеста» (The Bride, 1985), на очень выгодных условиях. Любая начинающая актриса была бы на седьмом небе.

Бриджит Фонда прочитала сценарий и сказала, что в нем «не хватает изобразительности». Озадаченные создатели фильма немедленно заменили её другой актрисой (Дженнифер Билз). Фильм с треском провалился, репутация Билз была надолго подмочена.

Бриджит выросла на «газоне», который долго стригли и поливали. Она впитала в себя актёрскую и человеческую культуру своего знаменитого рода. За ее спокойной разборчивостью — природный вкус и способность к концентрации на главном: создании нетривиальных образов.

Она не боится низкобюджетных картин и ролей третьего плана, если конечно, находит в фильме что-то важное для себя. Прежде всего это небанальная тема, интересный характер, глубокий драматический материал. Англичанин Стивен Вулли, который был продюсером нескольких лент с её участием, заметил, что Бриджит «делает карьеру не как звезда, а как актриса». Он восхищался её работоспособностью и самоотдачей, отмечая, что она никогда не жалуется и вообще «такую, как она, не ожидаешь встретить в их королевском семействе».

Вулли финансировал, в частности, фильм «Отрыв» (Shag, 1989): комедию о четырёх подружках из Южной Каролины, которые «прожигают жизнь» перед началом учёбы в колледже. Наверное, Бриджит привлекла свежесть и непосредственность героинь и то, что фильм — о дружбе, а это так редко в наши дни. На съёмках было весело, актрисы попадали под жуткую грозу, и с тех пор Фиби Кейтс стала её ближайшей подругой. Это был фильм о шестидесятых годах. Исполнительницы изучили подшивки семнадцати журналов мод, чтобы вжиться в тогдашнюю атмосферу. Героиням было по восемнадцать лет, но «восемнадцать в шестидесятые равняются четырнадцати в наше время», резонно заметила Бриджит в одном из интервью. Ей понадобилось помолодеть на десятилетие, чтобы сравняться с персонажем. Она немного завидовала героине: тридцать лет назад в отношениях между девушками и парнями было меньше опытной искушённости и больше радости и волнения.

Вскоре у Бриджит Фонды последовал «английский» период: она снималась в Лондоне в ленте «Скандал» (Scandal, 1989), где сыграла великосветскую проститутку (продюсером был Вулли). Фильм этот — о тайных любовных похождениях лондонской политической элиты — из-за обилия откровенных сцен стал «головной болью» американской цензуры. Бриджит постаралась сделать образ своей героини противоречивым и неоднозначным, и признается, что роль далась ей тяжело. К этому моменту относится её собственный роман с английским сценаристом и режиссёром Ли Дрисдейлом, с которым они были даже помолвлены.

Дрисдейл снял с Бриджит только один фильм — «Кожаные куртки» (Leather Jackets, 1992): любовный треугольник на фоне жестокой войны уличных молодёжных банд. Бриджит сыграла главную героиню Клаудию. Будучи некоммерческим, фильм смог позволить себе роскошь трагического финала.

У Фонды с Дрисдейлом тоже не получилось хеппи-энда: они расстались, и, наверное, болезненно. «Я читала статью об Анжелике Хьюстон „Жизнь без Джека", — вспоминает позже Бриджит. — Речь идёт о Николсоне, с которым Анжелика Хьюстон рассталась после восемнадцати лет совместной жизни. — Я тогда чувствовала, что-то похожее: «жизнь без Ли». Слишком много всего было с ним связано…»

Когда после «Доктора Голливуда» (Doc Hollywood, 1991) и ещё нескольких работ на экранах появилась «Одинокая белая женщина» (Single White Female, 1992), стало ясно, что актриса достигла настоящей славы. И вполне заслуженной.

О её игре в этой картине можно говорить бесконечно. Тончайшие полутона — и вдруг резкие, импульсивные вспышки. То нервность, зажатость — то расслабленность… Как удаётся ей дать столь точное представление о своей героине — не только о её малейших душевных переживаниях и мыслях, но и о прошлом? Мы угадываем человека одарённого, но «неудобного», максималистски требовательного в чувствах. И при этом незащищённого, пугающегося одиночества. Такие в жизни часто начинают с нуля. Вот и Элли — сгоряча порвала с любимым, поменяла работу, по объявлению подыскала компаньонку по жилплощади, искренне доверилась ей. И вдруг погрузилась в пучину тягостных, двусмысленных отношений.

Этот фильм — бенефис двух актрис: Бриджит Фонды и Дженнифер Джейсон Ли. Фонда играет мучительное состояние героини, которая понимает свою усиливающуюся зависимость от неприятного ей человека и при этом стесняется своей неприязни, а от того теряется ещё больше. Эта ситуация нередко встречается в жизни: человек интеллигентный и нравственный оказывается во власти человека вульгарного, лживого и порочного. Сложная общечеловеческая проблематика разрабатывалась здесь в тревожной «хичкоковской» атмосфере, которую талантливо создавали исполнительницы.

Ещё одной творческой вершиной явился для Бриджит Фонды нашумевший фильм «Убийца» (Point of No Return, 1993): ремейк французской ленты «Никита» (Nikita, 1990). Безродная девчонка-наркоманка вынуждена стать агентом смертоносной секретной службы и по приказу своего «хозяина» (Гэбриел Бирн) совершать профессиональные убийства. Однако она постепенно обретает достоинство и отказывается быть игрушкой в чьих-то руках. Остросюжетность соединилась тут с психологизмом, и от актрисы понадобилось все присущее ей мастерство. На этот раз, обретя вкус к опасным трюкам, после серьёзных тренировок, она смогла бы поспорить по ловкости и смелости даже с каскадёрами. В фильме от неё исходил заряд какой-то необыкновенной энергии, пластика отточена, а красота особенно одухотворена.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны