Кино экспресс

Главная страница » Биография » Невена Коканова

Невена Коканова

21.02.13 | Биография | Кино экспресс
Болгарское кино. Теперь эти слова стали привычными для нас. Мы смотрим фильмы болгарских друзей, радуемся их успехам, раздумываем над проблемами, которые ставят они в своих картинах. А ведь кино Болгарии очень молодо. Фактически оно родилось после разгрома германского фашизма и победы народной революции. Культурная революция, неотъемлемая часть революции социалистической, неизмеримо высоко подняла уровень духовной жизни народа, выдвинула много талантливых художников, в том числе и мастеров кино. Начиная разговор о творчестве одной из интереснейших болгарских киноактрис — Невене Кокановой, нельзя не заметить, что, пожалуй, в её биографии, как в капле воды, отразилось поступательное движение, становление киноискусства Болгарии. Посмотрим, как это было. В начале пятидесятых годов в болгарское кино пришёл отряд молодых творческих работников, получивших образование в Советском Союзе и других социалистических странах. Именно они, в содружестве с некоторыми представителями старшего поколения, явились зачинателями кинематографии новой Болгарии. Начались поиски новых тем, форм и исполнителей.
А между тем в 1956 году в Ямболском театре зрители тепло встретили восемнадцатилетнюю исполнительницу роли Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» — Невену Коканову. Игра молодой актрисы была полна трагизма и вместе с тем жизнеутверждающего пафоса любви, побеждающей смерть. Отличная заявка!

Это оценили не только зрители, но и работники кино. Актрису приглашают сниматься в… комедии «Две победы» (Dve pobedi, 1956). Если судить строго, то этот фильм не был победой болгарского кино. Но комический сюжет, потешная путаница, когда вместо ожидаемой из СССР автомашины «Победа» на завод присылают набор музыкальных инструментов, а в сельский кооператив, где их ждут, попадает автомобиль — все это создаёт весёлые забавные ситуации. Начинаются поиски с различными приключениями. В этой картине Невена играет маленькую эпизодическую роль. И запомнилась она, скорее всего, обаянием молодости и красоты.

По разным причинам комедии в болгарском кино в те годы, как, впрочем, и сейчас, были довольно редки. Большинство кинематографистов старались рассказать в своих работах о героях борьбы с фашизмом, показать становление новых социалистических отношений между людьми, создать образы тружеников — хозяев Народной Болгарии. К таким фильмам относится и картина «Тихим вечером» (V tiha vecher, 1960), созданная режиссёром Бориславом Шаралиевым. Он приглашает сниматься в ней Невену Коканову уже в главной роли. Сюжет фильма драматичен. Двое партизан — Антон и Бойка (Невена Коканова), спасаясь от преследования жандармов, вынуждены скрываться в пещере. Здесь в минуты смертельной опасности и раскрываются характеры героев. Теперь от актрисы требовалось не только обаяние, но и проникновение во внутренний мир своей героини. Невена справилась с этой задачей. Её Бойка, поначалу слабая, колеблющаяся, даже думающая о сдаче врагу, становится твёрдой и мужественной. Следующая работа актрисы — небольшая роль Елены в фильме «Крутая тропинка» (Stramnata pateka, 1961), поставленном режиссёром Янко Янковым. В нем рассказывается о том, как труд сплачивает рабочий коллектив, в тяжёлых условиях строящий Батакскую гидроэнергосистему.

Не будем рассказывать о всех фильмах, в которых снималась актриса. Это было время накопления опыта, постижения основ мастерства, шлифовки дарования. Но прежде чем говорить о том, как пришёл подлинный успех к Невене, стоит упомянуть совместный советско-болгарский фильм «Будь счастлива, Ани!» (Badi shtastliva, Ani!, 1961). Непритязательная история любовных недоразумений между служащей на аэродроме Ани, которую играет Коканова, и её возлюбленным Бояном смотрится с интересом, в первую очередь, благодаря хорошей игре актёров. Немалая заслуга в этом принадлежит народному артисту СССР Василию Меркурьеву, снимавшемуся в роли старого лётчика. Меркурьев — актёр большого личного обаяния, обладающий тонким чувством юмора. Несомненно, что, будучи партнёршей такого большого мастера, Невена многому училась по ходу съёмок. Надо сказать, что актриса сумела донести до зрителя лиричность, душевную красоту своей героини. Так постепенно пришла Невена Коканова к созданию психологических образов.

И вот режиссёр Никола Корабов задумывает экранизировать известный нашему читателю роман выдающегося болгарского писателя Димитра Димова «Табак» (1962). На главную роль Ирины он приглашает Невену Коканову. В двухсерийном эпическом полотне, охватывающем несколько десятилетий жизни буржуазной Болгарии, актриса должна была сыграть сначала молоденькую девушку, а затем создать сложный, во многом противоречивый образ зрелой женщины. Скажем сразу, с этой задачей актриса отлично справилась.

Вспомним фильм «Табак». Во время осеннего сбора винограда встречаются дочь полицейского гимназистка с тяжёлой чёрной косой на плече, Ирина, и сын бедного учителя Борис Морев. Между ними возникает первое чувство. Они хотят вырваться из унизительной нищеты. Ирина мечтает учиться, работать. Невена жизненно достоверно, простыми деталями рисует облик молодой наивной девушки, верящей в добро, в правду. Другим предстаёт её возлюбленный. Его девиз — успех во что бы то ни стало! Он предаёт Ирину ради богатой наследницы. Но Ирина слепо, бездумно любит Бориса. Здесь начало её трагедии. Она становится его любовницей. Между тем алчный корыстолюбец Борис Морев богатеет. Уже ему принадлежит табачная фабрика, он подлинный хозяин всей округи. Громыхает отдалённо гром будущих социальных битв. А пока что Ирине жизнь не кажется сложной и тяжёлой. Актриса находит точный внешний рисунок роли Ирины, верные детали, раскрывающие, как постепенно засасывает её болото буржуазной действительности, как, не разгоревшись, гаснут лучшие порывы души. Теперь это не юная гимназистка, весёлая, с ясными глазами. Все чаще каменеет её красивое лицо, суровеет взгляд, сдержанней становятся жесты. Ирина уходит в себя. Теперь она раба, собственность богача Морева. Окончательно осознает это она после кровавых столкновений на табачной фабрике, в которых гибнет её отец. В глазах рабочих Ирина читает приговор себе и Борису. Они скованы одной цепью. У Ирины нет сил, да и нет уже желания разорвать её. Во второй серии Ирина — жена Морева и хозяйка его дома предстаёт перед нами окончательно развращённой, холодной, резкой, недоброжелательной. Уже давно нет любви. Борис цинично торгует ею в своих корыстолюбивых целях. И здесь Невена Коканова добивается полной меры правды жизни и поведения своей героини. Скорбно-суровый взгляд, недобрые складки у рта, отрывистая, полная сарказма речь. За всем этим возникает душевная трагедия Ирины. Уходящий старый мир цепко держит её в своих руках. Собственно говоря, она уже его частица и идёт к пропасти вместе с ним. А ведь где-то рядом живут, борются её бывшие друзья.

Отлично сыгран актрисой едва ли не самый сильный эпизод фильма, когда в её дом попадает подпольщик Павел — брат её мужа Бориса Морева. Если вначале Ирина сохраняет видимое спокойствие светской женщины и даже пытается кокетничать, то по мере того, как Павел произносит такие непривычные ей, правдивые, идущие от сердца слова, она теряет самообладание, горячие слезы заливают лицо красавицы. Но это не слезы очищения и обновления. Скупыми штрихами актриса убеждает нас, что её Ирина, умная, по-своему волевая женщина, окончательно и бесповоротно погрязла в мире стяжательства и наживы. В её душе не осталось ничего, что бы могло дать ей силы порвать с этим миром. Её слезы — предвестие близкой гибели.

В военном и революционном пожаре рушится буржуазный строй, бесславно гибнет Борис Морев. И во время сбора винограда — этого праздника жизни и труда — звучит выстрел, обрывающий жизнь Ирины. Так заканчивается фильм, в котором Невена Коканова создала один из интереснейших, тонких психологических образов в современном кино.

Это был серьёзный успех актрисы. Поэтому понятно, с каким нетерпением ожидалась её новая работа в фильме «Похититель персиков» (Kradetzat na praskovi, 1964). Эта лента была режиссёрским дебютом оператора Выло Радева, который снимал картину «Табак». Он решил перенести на экран повесть Емилиана Станева. Действие фильма разворачивается в последний период войны в тихом провинциальном болгарском городке Тырнове. Здесь с мужем-офицером живёт молодая женщина Лиза. Её роль исполняет Невена Коканова. На Западе и Востоке, все приближаясь к границам Болгарии, бушует пожар войны. А в городке течёт размеренная, спокойная жизнь. Вроде бы и Лиза занята обычными повседневными делами — домашним хозяйством, уходом за мужем. Но приглядимся, как нам показывает все это актриса. Какая-то автоматичность поведения, заученность привычных поступков, жестов, безрадостный взгляд. И мы начинаем понимать, как не хватает Лизе свежего воздуха настоящей жизни, сильного душевного порыва. Для Лизы, как нам показывает её Коканова, это подвиг души, подвиг становления личности в удушающей действительности тогдашней Болгарии. Невольно задумываешься, что же сложнее? Вооружённому встретиться лицом к лицу с врагом или заявить о своём человеческом достоинстве, о праве на счастье в провинциальном Тырнове.

Любовь Лизы к пленному югославскому офицеру Иво Обруновичу всепоглощающая, радостная, несмотря ни на что, ломающая все каноны и устои привычной жизни. Она открывает перед молодой женщиной надежду на другую, настоящую жизнь, где царит мир, справедливость и счастье.

Но случай губит её любимого. Его убивают, как вора, который крадёт персики. Особенно впечатляют финальные кадры картины. Лиза в отчаянии склоняется над трупом Иво. Мы понимаем, что убит не только её возлюбленный, гибнет и она сама. Но гибнет победившая, познавшая, хоть ненадолго, настоящую жизнь, настоящее счастье. В этом и трагедия, и оптимистичность, и поэзия рассказанной истории. Оценивая игру Кокановой, итальянская газета L’Unità писала: «Необходимо отдать дань грациозности и тонкой душевной чувствительности молодой актрисы Невены Кокановой, которой фильм в большой степени обязан своим нежным звучанием».

Таким образом, актриса подтвердила, что успех в фильме «Табак» был не случаен. Став переломным пунктом в творческой биографии, эта картина обогатила её мастерство, раскрыла новые грани таланта.

Свидетельством тому и роль Жанны в фильме Рангела Вылчанова «Инспектор и ночь» (Inspektorat i noshtta, 1963). Режиссёр говорил о Невене: «Она вступила в пору той внутренней зрелости и самостоятельности творца, что само собой предполагает и новую углублённость артистического дарования. Работать с ней — истинное удовольствие».

Действие картины «Инспектор и ночь» разворачивается в Народной Болгарии. Революция победила, но впереди ещё бои за души многих людей, за то, чтобы наделить их силой, верой в светлое будущее — вот лейтмотив этого, казалось бы, просто детективного фильма. И в том, что этот лейтмотив прозвучал с достаточной силой и был художественно оправдан, немалая заслуга Невены Кокановой, в особенности потому, что её роль нельзя назвать главной. Всего пять раз появляется она на экране. Вот Жанна в сильно открытом платье в модном вечернем кафе. Небрежные манеры, нагловатый взгляд — все это сразу создаёт определённый образ. Жизнь этой красивой девушки движется по замкнутому кругу — ночное кафе, квартира «человека из бывших» Маринова, свидания с морально опустившимся Томом. И вдруг неожиданное знакомство с инспектором милиции, расследующим преступление. Поначалу Жанна настороженна, недоверчива, враждебна. У актрисы «играет» даже зонтик, которым она как бы отгораживается от собеседника. Но спокойные слова уверенного в своей правоте, а поэтому и силе, инспектора, пробуждают лучшие чувства девушки. Жанна ещё не верит до конца, но её взгляд уже не такой пустой и безразличный, что-то смягчилось в ней, оттаяло. Коканова показывает трагедию девушки, не нашедшей своей дороги в жизни и пока ещё не осознающей и, пожалуй, не желающей осознать это. Эпизод за эпизодом, с подкупающей искренностью, актриса показывает эволюцию Жанны, правдиво раскрывает то хорошее в её характере, что даёт нам уверенность в дальнейшей счастливой судьбе героини.

На V Международном кинофестивале в Москве зрители тепло приняли болгарский фильм «Отклонение» (Otklonenie, 1967), где главную роль играла Невена Коканова. Картина — своеобразная кинопоэма о людях, молодость которых совпала с войной и революцией, и поэтому чувства, личную жизнь они считали отклонением от исполнения долга перед Родиной. Сложная, многоплановая роль Неды стала творческой победой актрисы.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны