Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Эксперимент

Эксперимент

03.01.14 | Рецензия | Роман Волобуев
Эксперимент

Популярная бихевиористика


Интерес широкой публики к такой узкоспециальной теме, как психология закрытых сообществ, очень велик, чему свидетельство — большой успех программы «За стеклом» (2001—2002). Наблюдать пограничные состояния человеческой психики — всегда поучительно и полезно для самооценки: глядя на то, как в экстремальных условиях из человека лезет наружу всякая дрянь, начинаешь казаться себе значительно чище, возвышенней и лучше. Некий НИИ через объявление в газете набирает людей для проведения эксперимента: добровольцам предлагают за хорошие деньги в течение месяца поиграть в тюремщиков и заключённых. После тестирования одним выдают форму и дубинки, другим — робы с порядковыми номерами и селят в макет тюремного блока, выстроенный в подвале офисного здания. Повсюду видеокамеры, каждый вечер — собеседования с психологом, на завтрак — йогурт и глазированные сырки, но обстановка все равно накаляется. Среди заключённых — спецназовец (Кристиан Беркель), внедрённый курирующим эксперимент военным ведомством, и стрингер (Мориц Бляйбтрой), работающий на влиятельный еженедельник. Последний имеет на носу очки со встроенной камерой и, желая собрать интересный материал, по-всякому провоцирует охранников на конфликт. Американские психологи, проводившие аналогичную игру в начале семидесятых, как известно, прервали вышедший из-под контроля эксперимент уже на шестой день. Немцы решили посмотреть, что будет дальше, потому у них все заканчивается куда позже и хуже. Как всякое reality show, «Эксперимент» (Das Experiment; 2001) очень предсказуем: уже по синопсису понятно, что рано или поздно дело обязательно дойдёт до массового проламывания голов, разбрызгивания кровищи по стенам и разрывания кружевного лифчика на фройляйн докторе. Противоборствующие стороны представлены в крайне упрощённом свете: у охранников с самого начала на лбах написано, что они фашисты и тайные извращенцы, заключённые все как один — безобидные трудяги, а в роли журналиста-провокатора — милашка Бляйбтрой с его космополитическими ушами и взглядом диснеевской лани. Впрочем, именно эти намеренные упрощения в сочетании с очень физиологичным и интенсивным мордобоем к финалу подталкивают зрителя к полной идентификации по принципу «свои—чужие». Благодаря чему в последние десять минут фильма эксперимент перемещается с экрана в зал. Для достижения максимального эффекта зал должен быть слегка переполнен: осенью 2001 года, когда «Эксперимент» показывали в Москве на неделе немецкого кино, автор чудом не получил в ухо от сидевшей сзади девушки.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны