Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Дом дураков

Дом дураков

13.01.14 | Рецензия | Светлана Рейтер
Дом дураков

Ума палата4


Юная Жанна (Юлия Высоцкая) блаженная дурочка, коротает свои дни в доме для умалишённых на российско-чеченской границе. По утрам она занимает очередь в туалет и сплетничает со своей соседкой по палате Люсей (Елена Фомина) — та открывает двери ударом утюга и обещает всех мух на потолке на х… поубивать. Ещё в дурдоме живёт чудаковатый парикмахер Гога (Георгий Овакимян), неразговорчивый поэт Али (Станислав Варкки) и политически одержимая Вика (Марина Полицеймако). Как здорово, что ежедневно Жанну навещает Брайан Адамс (Брайан Адамс) — поёт ей медленные песни и умоляет выйти за него замуж. Жанна колеблется. А по вечерам дурочки, дураки и придурки калибром помельче смотрят в окна на проезжающий тютелька в тютельку поезд. Но однажды поезд не приходит: мы-то знаем, что началась война, и главврач психбольницы это знает, а вот его подопечным приходится допирать до этой мысли собственным искорёженным умом.

Гран-при жюри за «Дом дураков» — не первый приз, полученный Кончаловским в Венеции. За сорок лет до этого, в 1962-м, здесь была отмечена его дипломная короткометражка «Мальчик и голубь».
Известно, что жестокий режиссёр Кончаловский заставлял красавицу-жену Высоцкую проводить в московском психинтернате по пять часов кряду ежедневно — и такая техника кнута без пряника сработала наилучшим образом: почти что дебютантка, Высоцкая в фильме убедительнее коллег со стажем. Шепелявя-пришепётывая, теряя девственность с чеченским боевиком Ахмедом (Султан Исламов) под аккомпанемент Брайана Адамса, Жанна во весь опор несётся к гибели, затормозив от страшного предела в двух сантиметрах. Её странное, полуджульеттомазина исполнение обрамлено всеми положенными дурдомовскими деталями — сгустками обеденной каши на жестяной интернатовской тарелке, дружелюбными даунами, агрессивными психотиками, запоздалыми диссидентами (особенно хороша Вика, детально «срисованная» с Валерии Новодворской). Военная тема «Дома дураков» (2002) грохочет сапогами, как марш Сузы, — брошенную врачами больницу одинаково напористо осаждают обаятельные мачо-чеченцы и несимпатичные русские мальчики, из которых на пять любителей анаши — один героинщик. Кончаловский первым среди отечественных режиссёров уверенно и не без пафоса ставит жирнющий знак равенства между враждующими сторонами — русские ли, чечены ли — одинаковая фигня, и те и другие несчастны и частично (а то и полностью) мертвы. Дурдомовский плацдарм наилучшим образом оттеняет бессмысленность утомительного кровопролития, и пусть отдельные киноаксессуары «Дома дураков» формой схожи с развесистой клюквой (деловитая продажа чеченского трупа, обмен патронов на марихуану), но если после этого фильма хоть кто-то повлияет на ход событий в Чечне, и над моим родным братом не будет дамоклово висеть возможная повестка из военкомата, я с удовольствием скажу режиссёру Кончаловскому «большое спасибо».

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны