Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Утро понедельника

Утро понедельника

07.08.14 | Рецензия | Елена Плахова
Утро понедельника

Истина в вине4


В наше нестабильное время Иоселиани может служить образцом правильного художественного миропорядка, установленного им — страшно подумать — ещё в прошлом веке в классических грузинских фильмах. С тех пор его герои успели переместиться из Тбилиси в Париж и Прованс, в африканскую деревушку и маленький монастырь в Тоскане, но суть от этого не больно-то изменилась. Иоселиани всюду таскает с собой облюбованный кусочек Грузии. Кусочек того Тбилиси, которого больше не существует нигде, кроме как в фильмах Иоселиани, прошлых и будущих, даже если их действие разыграется на Луне. Всюду — тот же самый неиссякающий поток жизни, которая только кажется однообразной и рутинной, на самом же деле таит в себе множество сюрпризов и чудес. То в виде разгуливающей по дому экзотической птицы, то в возможности забыться за бутылкой. Начав с винного завода в «Листопаде» (1966), режиссёр снова приводит нас «утром в понедельник» на завод, только французский и химический, больше напоминающий крематорий. Герой картины (Жак Биду) тащится на работу с обречённостью узников газовых камер. Дома его ждёт столь же опостылевшая семья: дети живут своей жизнью и относятся к родителям как к мебели. И вдруг неудачливый работяга и семьянин, бросив все, отправляется в путешествие — причём не куда-нибудь, а в Венецию. Место, хорошо знакомое Иоселиани, чей каждый второй фильм награждён на Венецианском фестивале. В общем, то, что для одного — экзотика, для другого — рутина, и наоборот. Чтобы сделать эту мысль ещё более ясной, режиссёр сам появляется на экране в роли аристократа-дегенерата, позёра и жлоба. Симпатии автора фильма, которого вообще-то трудно заподозрить в любви к люмпенам, явно на стороне венецианских бомжей. Тех, кто живёт не по регламенту и знает толк в дружеской попойке, которую лучше всего организовать где-нибудь на крыше, куда не проникнет ни один заядлый турист. По своему врождённому консерватизму Иоселиани может соперничать с другим певцом одной деревни, Вуди Алленом. Который потряс всех решением покинуть любимый остров, чтобы обосноваться на другом — в Венеции. Причина — непонимание соотечественников, которые считают Аллена недостаточно патриотичным: примерно то же грузины думают об Иоселиани. Так и видится, как Отар и Вуди, два священных монстра, распивают бутылку «Цинандали» на крыше Ка Дарио — реликтового дворца, купленного Алленом на Гранд-канале всего за пять миллионов.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны