Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Небеса обетованные

Небеса обетованные

18.01.13 | Рецензия | Кино экспресс
«Наш паровоз, вперёд лети!» — пели старики, стоя на паровозе и держась за перила. И паровоз летел. По небу. За паровозом летела стая собак, выстроившись журавлиным клином. Во главе клина летел Лаврентии Палыч и хрипло лаял.

Если вы думаете, что я сошёл с ума — ничуть не бывало. Я тут ни при чем. Так заканчивается кинокомедия Эльдара Рязанова «Небеса обетованные».

А начинается все со свалки. Вернее, с посёлка Закат Коммунизма. Правда, режиссёр очень не любит, когда посёлок называют свалкой или помойкой, а обитателей бомжами. «Никакие это не бомжи. Картина о простых советских людях». Хотя действительно «начинал снимать фильм про исключение из общества, про очень-очень бедных людей. Но пока снимал и монтировал, уровень жизни в стране так понизился, что получилась картина про весь советский народ».

Собственно, Эльдар Александрович не против свалки вообще. Например, он предлагает отправить туда наш замечательный советский строй: «партию, её идеологию, все госструктуры, госбезопасность, разложившуюся армию. Иначе так и будем гнить… А картина о добрых, чистых, хотя очень непростых людях».

Итак, в посёлке Закат Коммунизма живёт свободный народ, свободный от всякого имущества и идеологии. Президент (Валентин Гафт) — должность выборная — демократ, не забывает о своём народе. Когда за ним прилетели инопланетяне, сказал: «Без своего народа не полечу». Пришлось отложить улёт до первого снега. Составили списки, собрали барахло в дорогу (по 20 килограммов) и стали ждать. Не то чтобы сложа руки, а продолжая жить своей нормальной ненормальной жизнью.

Героиня фильма — бывшая художница (Лия Ахеджакова), барышня уже в возрасте, но активная. Зарабатывает себе на пропитание милостыней, вымогай её у прохожих почти силой (силой убеждения). Просаживая «заработок» тут же на шампанское и такси. Находит себе подружку, такую же «молодуху» (Ольга Волкова), даёт ей имя, фамилию (у той память отшибло посредством кулака родного сына — Михаил Филиппов) и дружка. С дружком они знакомятся в милиции, в КПЗ, куда попали за мелкое хулиганство. Полковник в отставке по кличке Банзай (Леонид Броневой), ветеран японской войны, полетать своим товаркам. Таким составом они едут на свадьбу к брату художницы (Олег Басилашвили) — бывшему музыканту, ныне охраняющему дачу композитора, правда, без ведома самого композитора. Женится брательник в седьмой раз, по любви, на молоденькой пэтэушнице (Наталья Щукина). Та в свою очередь выходит замуж за «старого дупеля», уверенная, что он и есть композитор. Старый дупель не подозревает коварства и летает на крыльях любви — в прямом смысле, не хуже героев Шагала.

Вообще эти старички — люди очень милые. Этакие идеалисты старой закваски. Из-под их внешней дури проглядывает народная мудрость и полное неприятие нынешней жизни со всеми её безнравственными нравами и неустойчивыми устоями.

Конечно, пересказывать картину — дело неблагодарное. Все равно что рассказать скрипичный концерт ре мажор своими словами. Не поможет, даже если при этом сильно махать руками. А потому предлагаю один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

«Небеса обетованные» — пилюля хоть и горькая кое для кого, но для нас, простых зрителей, — сущий бальзам на раны.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны