Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Рой

Рой

08.02.13 | Рецензия | Кино экспресс
Мне очень по душе идея этого фильма и стремление его авторов «держать форму», хотя к результатам их труда я отношусь довольно сдержанно.

Идея эта восходит, как минимум, к Габриэлю Гарсия Маркесу, в книге «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad) рассказавшему историю целого рода — от истоков до гибели. Валерий Залотуха и Владимир Хотиненко повествуют Заварзиных, в начале века переселившихся из России в Сибирь. Но разбивают свою историю не на исторические, а на природные и даже экзистенциальные отрезки, включающие четыре времени года и три дня — день рождения, день смерти и сороковой день, когда душа умершего покидает земную юдоль. Ощутима в фильме и мифологизация рода, хотя она носит не столько маркесовский, сколько распутинский характер. Скажем, медведь, живущий возле заварзииской усадьбы, может восприниматься и как реальный медведь, и как тотем рода, и как хранитель деревни, поскольку всегда за его изгнанием следует саморазрушение этой жизни. Символика, однако, ненавязчива, и тут чувство меры выгодно отличает Хотиненко от Евтушенко и Бурляева. Мифологичны и вечно странствующий дед Заварзин (Чеслав Сушкевич), и сказочно удачливый сосед Барма (Валерий Прохоров), приобретающий под конец собственный воздушный флот, на котором обитатели деревни, как колхозники в классическом анекдоте, собираются улетать к уже знакомой нам Бениной матери. Есть в картине и стиль, и удивительные по настроению кадры, и актёрский замечательный ансамбль, в котором я бы выделил Владимира Ильина, не перестающего удивлять нас каждой новой работой. Его дурачок, помешавшийся на охранной службе, удивительно трогателен и в то же время комичен. Ничуть не претендуя на сходство со Швейком или бродягой Чарли, он почему-то заставляет о них вспоминать, вызывая чувство благодарности авторам за столь деликатное расширение культурного контекста картины.

Так чего же мне не хватает в этом фильме? Как ни странно, внятности рассказа. И, кроме того, божественной полноты эпического дыхания, столь ощутимой в романе Маркеса.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны