Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Похороны Сталина

Похороны Сталина

11.02.13 | Рецензия | Кино экспресс
Сюжет картины вполне соответствует её названию — события происходят за несколько суток от начала объявленной «болезни» диктатора по день его похорон. Мы успеваем познакомиться, во-первых, с реальными людьми — юным поэтом Женей (Денис Константинов), его папой (Алексей Баталов) и мамой (Наталья Коляканова); другом Додиком (Алексей Гессен) и его семьёй; «королём» двора, у которого Женя состоит придворным поэтом; благородным майором госбезопасности (Дмитрий Джаияни), который вместо того, чтобы безопасить государство от граждан, пытается делать обратное; с двумя американскими дипломатами и одной иностранной парой; с полусумасшедшей тёткой, влюблённой в вождя; со слегка чокнутым скульптором (Евгений Евтушенко) и французским борцом за мир, посещающим Лубянку для разоблачения заявлений буржуазной пропаганды о том, что в этом гуманном учреждении с людьми обращаются хуже, чем со вшами; во-вторых, с персонажами метафорическими, вроде вечного стукача сотрудника НКВД или Чарли Чаплина, невесть откуда перенёсшегося на американской глубинки двадцатых годов в Москву 1953 года; и, в-третьих, с частями тел членов Политбюро, волосатой лапой лучшего друга советских физкультурников и жирным пузом лучшего друга советских женщин. Желающие могут заключить отсюда, что режиссёр настолько не считает этих последних за людей, что показывает только их фрагменты.

Количество и внешнее разнообразие персонажей свидетельствует о том, что режиссёр решил показать некий переломный момент в жизни своего альтер эго (сам он в то время был старше) и общества в целом. К сожалению, это общество заселено в основном авторскими проекциями, что вполне естественно для поэта, но совсем не естественно для профессионального режиссёра или писателя, которые если и проецируются в собственных героев, то так, чтобы зритель или читатель этого не заметил. Настоящая фраза может мне дорого обойтись, но я все-таки скажу, что Евтушенко в своём роде, но в той же степени неопытный, неловкий и склонный к наивному символизму режиссёр, как и Бурляев, — и тот и другой в достаточно зрелом возрасте сняли первую, а теперь и вторую картины.

Словом, почти каждому появляющемуся в фильме «Похороны Сталина» персонажу хочется крикнуть по-станиславски: «Не верю!», или, как кричат переодетому Дедом Морозом отцу взрослеющие дети: «Ты не Дед Мороз! Ты мой папа!», после чего ждать, что невинный обман раскроется ко всеобщему удовольствию. Увы, вместо того, чтобы выйти в кадр и устроить в нем весёлый хеппенинг а ля «Чёрная роза», автор сохраняет серьёзную мину и пытается уверить нас во всамделишности экранного мира. Это, с моей точки зрения, малохудожественное (за исключением отдельных массовых сцен, где дилетанта-режиссёра не видно, а работают профессионалы-операторы), но по-своему занятное зрелище, поэтому я не думаю, чтобы кто-то сильно пожалел о том, что посмотрит картину.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны