Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » У истока дней

У истока дней

11.01.13 | Рецензия | Кино экспресс
Если «Футболист» (1990) и «Взбесившийся автобус» (1991) — кино массовое, то «У истока дней», бесспорно элитарное. Исключительно для зрителей, любящих рефлексию, погружение в себя, разгадывание интеллектуальных кроссвордов. Это произведение, лежащее в русле фильмов Андрея Тарковского (особенно его «Зеркала» [1975]), лента, сотканная из мимолётных ощущений, неясных тревог и надежд, обрывочных воспоминаний детства, видений в состоянии полудрёмы.

Перед нами кино не сюжетное (хотя трогательная история о мальчике, открывающем для себя мир, там рассказана), скорее, кино «ощущенческое»… В стремлении проскакать галопом по прилавкам кинорынков и взять как можно больше кассовых барьеров, мы стали отказывать экрану в его поэтическом уникальном даре. Почти демонстративно отворачиваемся, когда нам пытаются говорить о вечном, о душе, совести, смысле жизни и неизбежности смерти.

Забываем, что искусство кинематографа, хоть и пришло из балагана, научилось не только развлекать нас, но воздействовать — подобно музыке, поэзии, живописи — на тончайшие струны души, на подсознание. Потому что кроме нашей суетной сумасшедшей жизни, где достаточно искры, «чтобы друг другу морду бить стали граждане», как поёт Александр Розенбаум, существует жизнь духа: нерегламентированная, зыбкая, прерывистая, причудливо откликавшаяся на воздействие внешнего мира. Она необъяснима, но чрезвычайно важна для нас. Находится режиссёр — молодой (это его дипломная работа), — который наверняка может снискать лёгкий успех у народа, сварганив какой-нибудь зубодробительный боевичок или слезливую мелодраму. Но он выбирает путь трудный. Идёт вразрез с массовыми ожиданиями: преподносит зрителям Бунина — неторопливого, тонкого, вневременного. Видно, что автор пришёл в искусство не за лёгким успехом, а в поисках единомышленников. И это надо оценить. Ведь не только по случаю 120-летия со дня рождения писателя режиссёр пошёл на этот некассовый эксперимент.

…День почти из младенчества, который часто вспоминается светловолосому мальчику. Блики склянок на столе в хате, стрекотание сверчка за печью, странные тени на полу от качающейся пустой люльки. Люлька есть, а вот девочки, что в ней лежала, нет. Умерла. Куда ушла она? И откуда приходила? И где все живое и прекрасное, что было в ней? Ведь, верно, есть бессмертие, раз бессмертна вера в Бога? И что есть жизнь, отражённая в зеркале? Откуда эта глубина и многомерность у стекла, покрытого ртутью? Стираются ли из памяти зеркала облики людей, отражавшихся в нем когда-то?.. Эти вопросы переполняют ребёнка, заставляя его задуматься о сложности мира, в который он пришёл.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны