Кино экспресс

Главная страница » Рецензии » Повесть непогашенной луны

Повесть непогашенной луны

22.02.13 | Рецензия | Кино экспресс
Евгений Цымбал, чей короткометражный фильм «Защитник Седов» (1988) был удостоен приза Британской киноакадемии за лучший дебют, снял свою первую полнометражную картину по знаменитом повести Бориса Пильняка «Повесть непогашенной луны» (1926), стоившей писателю жизни.

Пильняк рассказывал о том, как по приказу партии (вернее, её первых лиц) был послан на ненужную операцию и погиб под ножом командарм Гаврилов. Повесть содержала странное противоречие между стилем и материалом. Материал никого не обвинял и даже дышал пиететом по отношению к партии, её «негорбящимся» вождям и беспрекословной дисциплине во имя высшей цели, но судорожная речь автора с иррациональными акцентами и взвинченными эпитетами (чего стоит одно название!) выдавала загнанный в подкорку страх перед надвигающимся будущим.

Дня режиссёра фильма в истории смерти Фрунзе, под впечатлением которой писал Пильняк, нет или почти нет тайны, и он показывает: наркомвоенмора убил врач по неявному, но внятному приказу человека, в котором можно без труда угадать Сталина и который опасался конкурента. Поэтому на место нервной горячки писателя приходит аналитический холодок, или, если угодно, спокойствие патологоанатома. В фильме очень хорош Владимир Стеклов в роли Гаврилова (чем-то смахивающей на Высоцкого-Жеглова). Но самая, с моей колокольни, большая удача — Виктор Проскурин в роли «Сталина». Всегда неожиданный, этот актёр и здесь находит эффектное и в то же время чрезвычайно простое решение образа. Он как бы снимает с героя маску (если вспомнить, что Сталин был превосходный актёр-дилетант, то Проскурин разоблачает его как профессионал любителя), показывая его в ситуациях, когда ему не надо «делать лицо» и можно побыть самим собой — торжествующим мелким хамом, одержимым властью. Это измельчение мне кажется убедительнее и интереснее, чем то, как «делают» Сталина даже такие великолепные актёры, как Петренко и Шакуров. Похоже, что в своей интерпретации Проскурин и Цымбал опирались на воспоминания секретаря Сталина — Бориса Баженова, как раз имевшего уникальную возможность не только наблюдать вождя в интимной обстановке, но и поведать об этом.

Фильм отмечен хорошей режиссёрской культурой, отлично снят и заслуживал бы зрительского внимания даже в том случае, если бы это были его единственные положительные качества.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны