По заданным критериям материалов не обнаружено.

Кино экспресс

Главная страница » 100 лучших мультфильмов » Фантасмагория

Фантасмагория

25/12

Fantasmagorie

100 лучших мультфильмов

Белой краской на чёрном фоне рука художника рисует простенькую фигурку — человечка в остром колпачке. Потом появляется и второй — толстячок в цилиндре. Он садится смотреть кино, но ему мешает пышный головной убор, сидящей впереди дамы. Толстячок начинает обрывать с него перья, но тут из причёски вновь появляется человечек в колпачке. Он прячется в коробку, а когда толстячок пытается её открыть, резко выскакивает и втыкается колпачком ему в пузо. Затем этот человечек рыбачит, сражается на шпагах с гигантом, залезает в бутылку, которая потом распускается как цветок, затем… За минуту с небольшим на экране происходит такое количество трансформаций, что вряд ли их можно все упомнить, даже посмотрев фильм пару-тройку раз подряд.
Что же такого выдающегося в этом чёрно-белом (или бело-чёрном?), немом фильме? А то, ребята, что он считается самым первым в истории полноценным мультфильмом. Создал его Эмиль Коль — выдающийся художник-рационализатор. Кроме «Фантасмагории» он сделал ещё несколько анимационных фильмов, среди которых были не только рисованные (например, фильмы «Живая газета» [Les jouets animés, 1912] и «Живые спички» [Les allumettes animées, 1908] сделаны в технике объёмной перекладки). Кроме этого, Коль снимал и игровые фильмы со «спецэффектами» (в основном — с обратной и покадровой съёмкой). Это был очень прогрессивно мыслящий художник.

Он погиб в 1938 году в результате несчастного случая, когда доживал свои дни в приюте для бедных, всеми забытый. Фильмография Эмиля Коля включает более 300 фильмов, но большая часть из них безвозвратно утрачена…

Справедливости ради, стоит рассказать, что кроме Коля имеются и другие претенденты на звание первого мультипликатора.

Например, ещё в 1906 году популярный в начале века режиссёр и продюсер Дж. Стюарт Блэктон произвёл нечто похожее, при помощи покадровой съёмки. Выглядит так: рука рисует мелом на чёрной доске лицо мужчины, затем рядом «само рисуется» лицо женщины. Лица начинают улыбаться и перемигиваться, потом у мужчины появляется сигара, и женщина тонет в дыму. Рука размазывает оба изображения. Затем другие «живые рисунки»: джентльмен снимает шляпу, а клоун играет с собачкой. Трёхминутное произведение именуется «Комические фазы смешных лиц» (Humorous Phases of Funny Faces), включает покадровую анимацию, объёмную перекладку и обратную съёмку. Но, правду сказать, выполнено немного халтурно: иногда художник не успевает отскакивать, и в кадре мелькают его рука и плечо. Короче, настоящим мультфильмом считать это как-то не хочется. Да и самого Блэктона анимация интересовала только как кинотрюк.

Более серьёзным претендентом можно считать ещё одного француза — это Эмиль Рейно, который ещё в конце XIX века, до изобретения кинематографа демонстрировал публике цветные (!), звуковые (!) мультфильмы. Для демонстрации фильмов Рейно использовал своё «ноу-хау» — праксиноскоп (помесь зоотропа и «волшебного фонаря»), позволяющий проецировать на экран движущиеся изображения с ленты из желатиновых пластинок, которых в каждом «фильме» было несколько сотен. Рейно впервые использовал такие приёмы, как раздельное рисование персонажей и декораций, и синхронизация изображения и звука.

Первый показ его «световых пантомим» состоялся в 1892 году, однако уже в 1895-ом изобретение кинематографа свело на нет все старания Рейно: его рукотворные ленты не могли соперничать с более эффектным и более быстрым в производстве конкурентом. В сердцах художник утопил в реке свой аппарат вместе с лентами. Уцелели лишь две из них: «Бедный Пьеро» (Pauvre Pierrot, 1892) и «Вокруг кабинки» (Autour d’une cabine, 1895). Кстати, обе смотрятся вполне прилично.

Считать ли Эмиля Рейно создателем анимации, если его фильмы не были сняты на киноплёнку, это вопрос, на самом деле, открытый.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны