По заданным критериям материалов не обнаружено.

Кино экспресс

Главная страница » 100 лучших мультфильмов » Франц Кафка

Франц Кафка

24/02

Franz Kafka

100 лучших мультфильмов

Франц Кафка (1883—1924) — гениальный австрийский писатель, родоначальник «литературы потока сознания», произведения которого пропитаны мрачной мизантропией и тотальной безысходностью. Фильм Пётра Думалы, так же мрачный и тягучий, основан на дневниках и письмах Кафки. На экране аккуратно возникают надписи: «11 апреля», «3 июля» или даже «02:20 ночи», но демонстрируются преимущественно обыденные сцены: десятилетний Франц прячется в тёмной комнате… взрослый Франц сидит за семейным ужином, но не ест… Франц пишет при свете свечи… Ничего примечательного. Кроме того, что иногда он превращается то в насекомое, то в крота, то в собаку — что является отсылками к его произведениям (соответственно, «Превращение» [Die Verwandlung, 1912], «Нора» [Der Bau, 1924] и «Исследования одной собаки» [Forschungen eines Hunde, 1922]).
Пётр Думала окончил Варшавскую академию изящных искусств по специальности «скульптор», но в итоге решил посвятить себя рисованной анимации. Его первые фильмы — «Ликантропия» (Lykantropia, 1981) и «Чёрная шапочка» (Czarny kapturek, 1983) — были нарисованы в традиционной форме (чёрные контуры по белому фону) и демонстрировали резкий чёрный юмор. Следующий фильм «Летящие волосы» (Latajace Wlosy, 1984) был напротив лишён юмора и создан из белых рисунков на чёрном фоне. Здесь Пётр Думала применил новую технологию: гипсовая плита была покрыта чёрной краской, на которой выцарапывались изображения. Когда рисованный объект смещался в сторону, предыдущая фаза закрашивалась чёрным. В четвёртом фильме — «Кроткая» (Lagodna, 1985) по рассказу Достоевского — Думала усовершенствовал свою технологию: поверх чёрного слоя был нанесён коричневый, который после высыхания был крест-накрест прошоркан наждачной бумагой, что создало определённую текстуру фона. Чёрные, состоящие из штрихов изображения тщательно выцарапывались на коричневом фоне, а для создания следующего кадра, вновь закрашивались коричневым. Краска впитывалась в основу, а сетчатый фон оставался неизменным. Весьма затратное по времени производство, но результат впечатляющий — присутствуют даже объёмные повороты интерьеров. Кроме того — это серьёзное психологическое произведение.

Уникальная техника Думалы принесла ему мировую известность, все десять его авторских мультфильмов — лауреаты различных фестивалей. Штриховые картины с преобладанием чёрного предопределяют и тематику его работ: чаще это мрачные сюрреалистические сюжеты, так что и обращение к Кафке произошло вполне закономерно.

Содержание

Рубрикатор

Комментарии

Глас народа

Реклама

Наши партнёры
Больничные клоуны